Ассоциация АКОН просит Правительство РФ сохранить спецсчета на капремонт и снизить кворум на решения по капремонту

РОН

22 декабря 2023 в 13:00

339

Председателю Правительства

Российской Федерации

Михаилу Владимировичу МИШУСТИНУ

103274, г. Москва, Краснопресненская наб., д.2

Заявитель: Чулочников Н.В.

Адрес: 117105, г. Москва, ул. Нагатинская д. 3А,

стр. 2, этаж 3, ком. 5

Электронная почта: chulochnikov@acon.pro

Тип: обращение

Исх. № 01/19-12/2023П

от «19» декабря 2023 г.

О сохранении возможности сбора средств на капитальный

ремонт многоквартирных домов на специальных счетах

Уважаемый Михаил Владимирович!

08.12.2023 г в Строительной газете вышла публикация, в которой министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин заявил, что «спецсчета по капремонту МКД показывают не самую высокую эффективность, в связи с чем в настоящее время в Минстрое России изучают возможность отказа от них при реализации региональных программ капремонта. Предполагается, что если все взносы граждан на капремонт будут аккумулироваться в «общем котле», это сократит число злоупотреблений и повысит качество работы в домах, находящихся под управлением товариществ собственников жилья»

Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) на 14.12.2023 г. содержит информацию о выборе способа формирования фонда капремонта, из которой следует, что спецсчет управляющей организации (далее – УО) выбрали 38 746 МКД (5.90%), спецсчет товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ) - 22 291 МКД (3.40%), спецсчет ЖК, ЖСК, иного кооператива - 5 738 МКД, (0.88%), что составляет 10,15% МКД

В 2012 г Жилищный кодекс РФ (далее – ЖК РФ) был дополнен разделом IX, посвященным организации проведения капремонта общего имущества (далее - ОИ) в МКД (ФЗ от 25 декабря 2012 г. № 271-ФЗ). Данный раздел устанавливает, в частности, обязанность собственников помещений в МКД уплачивать ежемесячные взносы на капремонт общего имущества дома (ст. 169 ЖК РФ). Эти средства идут на формирование фонда капремонта соответствующего дома. Данный фонд по решению собственников формируется либо на спецсчете, и в этом случае управляющая домом организация самостоятельно отвечает за проведение капремонта, либо на счете регионального оператора (далее – регоператора) – специально созданного фонда (ч. 3 ст. 170 ЖК РФ).

В 2016 г. группы депутатов Госдумы посчитали, что установленный указанным разделом порядок формирования и использования средств фонда капремонта нарушает права граждан, и обратились в Конституционный Суд РФ (далее КС РФ). Дело по запросам двух групп депутатов, объединенных в общее производство, было рассмотрено Судом.

Первая группа парламентариев – из фракции "Справедливая Россия" – просила КС РФ признать неконституционной ч. 4 ст. 179 ЖК РФ в той мере, в какой она позволяет регоператору использовать средства, полученные от собственников помещений одного МКД, для проведения капремонта общего имущества другого МКД, который формирует фонд капремонта на счете этого оператора (подробнее в приложении).

Вторая группа обратившихся в КС РФ депутатов – членов фракции КПРФ – полагала, что действующий порядок оплаты капремонта общего имущества МКД за счет собранных с собственников взносов нарушает права приватизировавших имущество граждан (подробнее – в приложении).

Неконституционными, по мнению парламентариев-заявителей, являются также ч. 4 и ч. 7 ст. 170 ЖК РФ, так как позволяют органу МСУ принимать решение о формировании фонда капремонта на счете регоператора, если собственники жилых помещений в МКД не определились со способом его формирования в установленный законом срок. (подробнее – в приложении)

Полномочные представители Минстроя, Минюста России, Президента РФ и Правительства РФ в КС РФ не считают, что указанные нормы нарушают права граждан. Они напомнили, что общее собрание собственников может принять решение о прекращении формирования фонда на счете регоператора и переходе на спецсчет (подробнее – в приложении).

Стоит отметить, что вторая группа депутатов, обратившихся в КС РФ, поставила также вопрос о правовой природе взносов на капремонт, перечисляемых на счет регионального оператора. По их мнению, эти взносы должны расцениваться как налог (подробнее – в приложении).

Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы" (далее – Позиция КС РФ) определила, что взносы на капремонт ОИ домов взимаются в интересах самих собственников жилья.

КС РФ счел положения конституционными и разъяснил следующее (подробнее - в приложении)

Признать положение части 1 статьи 169 ЖК РФ, закрепляющее общую обязанность собственников помещений в МКД уплачивать ежемесячные взносы на капремонт общего имущества в этих домах (за исключением установленных законом случаев), не противоречащим Конституции РФ.

В формировании фондов капремонта участвуют все собственники независимо от даты и оснований приобретения ими конкретных помещений, а также форм собственности.

Однако этим не исключается необходимость оказания (по крайней мере, в первые годы реализации региональных программ капремонта) допфинансирования проведения капремонта (независимо от избранного собственниками способа формирования фонда), во всяком случае - при возникновении неотложной потребности в нем. Имеется в виду допфинансирование на безвозвратной или возвратной основе за счет средств региональных и (или) муниципальных бюджетов, а также межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Признать положение части 4 статьи 170 ЖК РФ, определяющее перечень вопросов, решения по которым должны быть приняты общим собранием собственников помещений в МКД, избравших в качестве способа формирования фонда капремонта общего имущества в этом доме аккумулирование соответствующих денежных средств на спецсчете, не противоречащим Конституции РФ, поскольку оно является элементом единого правового механизма, обеспечивающего реализацию избранного указанными лицами способа участия в финансировании расходов на капремонт общего имущества в МКД, где расположены принадлежащие им помещения, и одновременно направлено на обеспечение как свободы волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме при выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, так и достаточности и сохранности средств этого фонда.

Если собственники не сделали в срок свой выбор относительно указанного способа или не реализовали его, орган МСУ принимает решение о формировании фонда на счете регоператора.

Как подчеркнул КС РФ, такое решение допустимо только при условии, что данный орган предпринял меры для информирования граждан о возможных способах формирования фонда и последствиях выбора одного из них, а также для оказания помощи в принятии того или иного решения в должной форме.

Михаил Владимирович!

Полагаем данную инициативу главы Минстроя России Ирека Файзуллина неприемлемой, так как она нарушает Конституционные права и свободы граждан и противоречит общей позиции органов исполнительной власти (включая Минстрой России) ранее отстаиваемой в КС РФ. Именно спецсчета позволяют гражданам решать проблемы по домам самим определять очередность работ по степени важности их проведения. При этом региональные программы не редко содержат в себе ошибки и искажения, выполняются не первоочередные работы по дому, а выгодные, удобные, приоритетные чиновникам и фонду капремонта для освоения денежных средств.

При переводе спецсчетов в фонд капремонта можно выделить следующие отрицательные моменты: теряется оперативность использования денежных средств при возникновении ситуаций, требующих срочный капремонт ОИ МКД; стоимость материалов и работ через фонд капремонта значительно дороже, чем при использовании средств спецсчёта (на практике ТСЖ 2021 - 22 гг в 1,5-2 раза); снизится процент собираемости платежей, так как собственники будут менее заинтересованными в своевременной оплате за услугу, которая будет им оказана через 20-30 лет.

Таким образом считаем, что отсутствует необходимость отказываться от спецсчетов для формирования фонда капремонта на МКД, со своей стороны предлагаем реализовать Позицию КС РФ по содействию развития направления формирования фонда капремонта на спецсчетах, развивать механизмы допфинансирования работ по спецсчетам путем льготного кредитования, а также предлагаем внесение изменения в норму ЖК РФ (ст. 46 и др.) по снижению кворума на решения по капремонту и использования денежных средств со спецсчета МКД.

Прошу Вас как Председателя Правительства Российской Федерации:

Во-первых, обеспечить соблюдение Конституционных прав и свобод граждан в принятии и реализации решения о прекращении формирования фонда на счете регоператора и переходе на спецсчет, устранить противоречие ранее выраженной общей позиции органов исполнительной власти (включая Минстрой России) отстаиваемой в КС РФ, и нынешней позицией Минстроя России. Также в законодательстве сохранить норму, позволяющую в дальнейшем возможность использовать спецсчета для формирования фонда капремонта на МКД коммерческим и некоммерческим организациям, выбравшими данный способ формирования фонда капремонта.

Во-вторых, дать поручение ФОИВ о внесении соответствующих изменений в НПА, в целях реализации Позиции КС РФ, по содействию развития направление формирования фонда капремонта на спецсчетах, развития механизмов дополнительного финансирования работ по спецсчетам путем льготного кредитования, а также в целях стимулирования органов власти субъектов РФ для расширения и детализации минимального перечня работ (услуг), выполняемых за счет средств фонда капитального ремонта который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ, дополнив и детализировав ст. 166 ЖК РФ видами работ (услуг). Усилить государственный контроль (надзор) за реализацией региональных программ капремонта.

В –третьих, дать поручение ФОИВ о внесении соответствующих изменений в НПА, в частности, в норму ЖК РФ (ст. 46 и др.) по снижению кворума на решения по капремонту и использования денежных средств со спецсчета МКД.

С глубоким уважением,

Президент Ассоциации АКОН Н.В. Чулочников

0 / 300