ЛДПР - разъясни инициативу проведения обязательного независимого аудита УК и ТСЖ!

РОН

24 ноября 2023 в 12:37

739

По обращениям представителей УК и ТСЖ 22 ноября 2023 г. Ассоциация АКОН совместно с профильным комитетом Тульской ТПП провела вебинар по теме: «Обязательный независимый аудит УК. За чей счет банкет?». Его итогом стало обращение в ЛДПР за разъяснениями инициативы лидера ЛДПР Леонида Слуцкого «каждые полгода проводить независимый аудит и экспертизу тарифов ЖКУ, указанных в платежных квитанциях» и предложения депутата Нилова (ЛДПР), который «считает необходимым наказывать нечестных представителей ТСЖ после аудита». Слуцкий считает, что «предложенный аудит позволит в случае выявления нарушений провести перерасчет платы за ЖКУ, отказаться от обслуживания и сменить недобросовестную организацию».

Ассоциация АКОН просит лидера ЛДПР Леонида Слуцкого предоставить текст данной законодательной инициативы о проведении обязательного независимого аудита в УК и ТСЖ, а также обоснование ее необходимости.

Со своей стороны, Ассоциация АКОН предлагает подключить к разработке механизма проведения аудита представителей компаний - участников рынка обслуживания недвижимости. Ассоциация АКОН готова представить на экспертное обсуждение применяемую с 2016 года методологию общероссийской рейтинговой оценки УК, основанную на финансово-экономических показателях и ее варианты.

Для оптимизации временных и финансовых затрат УК/ТСЖ для предоставления сведений для аудиторской проверки предлагаем дополнить предложенную Росстатом форму 22-ЖКХ, где будут учтены все ежеквартальные работы и услуги УК/ТСЖ (обоснование в Приложении 1)

Исх. № 01/23-11/2023П

от «23» ноября 2023 г.

Председателю Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России, главе фракции ЛДПР в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

Леониду Эдуардовичу Слуцкому

103265, г. Москва, ул. Охотный Ряд, д. 1

Заявитель: Чулочников Н.В.

Адрес: 117105, г. Москва, ул. Нагатинская д. 3А,

стр. 2, этаж 3, ком. 5

Электронная почта: chulochnikov@acon.pro

Тип: обращение

Уважаемый Леонид Эдуардович!

10 октября 2023 года СМИ сообщили, что соответствующий законопроект об изменении Жилищного кодекса внесут в Госдуму 10 октября. Он также получит оценку правительства» Источник: https://iz.ru/1586629/kseniia-nabatkina-alena-nefedova-mariia-perevoshchikova/tarifnaia-kletka-tcifry-v-platezhkakh-za-zhku-khotiat-proveriat-raz-v-polgoda

22 ноября 2023 года по запросам управляющих организаций/компаний (далее УО/УК), товариществ собственников жилья/недвижимости и других жилищных кооперативов (далее – ТСЖ/ТСН, ЖК, ЖСК; ТСЖ) Ассоциация АКОН провела совместный вебинар с Комитетом по предпринимательству в ЖКХ Тульской ТПП по теме: «Обязательный независимый аудит УК. За чей счет банкет?»

Выступившие представители УК и ТСЖ выразили большую обеспокоенность тем, что текст готовящихся законодательных изменений пока что так и не был представлен для общественного обсуждения. Известно только, что среди предложений депутатов – проведение обязательного независимого аудита в УК и ТСЖ. По итогам аудиторских проверок планируется применять санкции к недобросовестным участникам рынка. Кроме того, выявленные нарушения, предлагают депутаты, должны будут стать основанием для проведения перерасчета платы за ЖКУ. Между тем, неясно, насколько законодательные новшества в действительности помогут бороться с недобросовестными участниками рынка.

Механизмы возврата средств за некачественно оказанные услуги в ЖКХ уже есть в действующем законодательстве. Более того, ни УК, ни РСО не вправе самостоятельно устанавливать тарифы. Все они утверждаются госорганами, а плату за содержание и ремонт утверждают сами жители на собрании собственников.

«Индексация совокупного платежа граждан за жилищно-коммунальные услуги в РФ с 1 июля 2024 года составит до 9,8%. Об этом говорится в опубликованном в 22.09.2023 г прогнозе социально-экономического развития РФ на 2024-2026 гг». Источник: https://www.interfax.ru/business/922252

Существуют высокие риски, что новый механизм контроля в итоге может превратиться в инструмент давления на неугодных участников рынка. В сегодняшней ситуации даже крупные УК достаточно часто имеют весьма серьезные задолженности перед ресурсоснабжающими организациями (РСО), необходимо законодательно внедрять механизмы ее реструктуризации. Подобные факты, безусловно, будут отражены в аудиторских проверках. Механизм аудита, таким образом, может быть использован недобросовестными конкурентами для поглощения компании, вместо очищения рынка тогда произойдет его новый передел в интересах отдельных участников. В нашей ситуации надо очень четко понимать, с какой целью будет проводиться аудит. По данным Минэкономразвития около 90% всех проверок бизнеса в 2023 году пришлись на управляющие компании в сфере ЖКХ Источник: https://tass.ru/ekonomika/19316985

Не ясно и то, из каких средств будет оплачиваться проведение аудита. Как правило, все имеющиеся в распоряжении УК деньги – целевые. Что касается финансирования ТСЖ, то оно и вовсе на 100% осуществляется из кармана собственников, поэтому любые дополнительные аудиты в итоге выльются в увеличение стоимости услуг для собственников. Вместе с тем, добросовестные игроки рынка, в идеале, не дожидаясь никаких законодательных изменений и так должны проводить внутренний аудит своих компаний.

Открытым остается и вопрос о том, как именно проведение аудиторской проверки сможет улучшить качество работы УК или ТСЖ. Добросовестная управляющая компания зачастую имеет рентабельность 5-6% по чистой прибыли с отсрочкой поступления денежных средств. Для сравнения по итогам 2022 средняя рентабельность в РФ по всем отраслям 14,6%. Если аудит выявит превышение лимита по одной из статей услуг с высокой долей вероятности общая рентабельность при этом не будет превышать вышеназванные цифры. Таким образом добросовестные (открытые, белые) компании могут экономически чувствовать себя еще хуже, а те, что формируют завышенную расходную части останутся в модели. Не стоит забывать, что у каждой добросовестной компании остается вилка положить деньги на депозит сегодня и не иметь этих проблем. Таким образом, зарегулирование может привести к оттоку открытых бизнес-организаций.

Представители ТСЖ также не исключают, что обязательный аудит может привести к обратному эффекту, снижению качества обслуживания и считают, что надо искать какие-то другие методы дисциплинировать недобросовестных председателей ТСЖ.

В 2022 году Ассоциацией АКОН был разработан проект ФЗ «О ТСЖ», который предусматривал системное регулирование и профессионализацию деятельности жилищный объединений собственников с момента создания до ликвидации. 11 января 2023 г. законопроект был направлен в парламентскую фракцию ЛДПР (Исх. № 04/11-01/2023). В ответе парламентской фракции ЛДПР от 08 февраля 2023г. (Исх. № 5.3-23/74) сообщалось, что «дано поручение правовому подразделению фракции ЛДПР в Государственной Думе изучить предложенный Вами проект ФЗ "О ТСЖ" с целью подготовки законодательной инициативы для возможного внесения соответствующих поправок в действующее законодательство». Информация о результатах отсутствует.

Действительно, одной из важнейших проблем для управляющих организаций сегодня являются рейдерские захваты домов с помощью «отрисованных» протоколов общих собраний собственников. Но эффективного законодательного решение этого проблемы до сих пор нет. ЖКХ есть много других задач, кроме аудита, на которые государству следовало бы обратить внимание. Участники рынка рекомендовали начать наводить порядок на рынке с прекращения практики проведения незаконных собраний собственников, когда УК удерживают жителей в качестве рабов у себя в реестрах.

Одним из методов саморегулирования рынка и очищения от недобросовестных игроков могли бы стать рейтинги УК, составляемые самим профессиональным сообществом основанные на финансово-экономических показателях деятельности УК.

Уважаемый Леонид Эдуардович!

Прошу депутатов от фракции Политической партии ЛДПР — Либерально-демократической партии России в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации предоставить текст данной законодательной инициативы о проведении обязательного независимого аудита в УК и ТСЖ, а также обоснование ее необходимости.

Со своей стороны, Ассоциация АКОН предлагает подключить к разработке механизма проведения аудита представителей компаний - участников рынка обслуживания недвижимости. Ассоциация АКОН готова представить на экспертное обсуждение применяемую с 2016 года методологию общероссийской рейтинговой оценки УК, основанную на финансово-экономических показателях и ее варианты.

Для оптимизации временных и финансовых затрат УК/ТСЖ для предоставления сведений для аудиторской проверки предлагаем дополнить предложенную Росстатом форму 22-ЖКХ, где будут учтены все ежеквартальные работы и услуги УК/ТСЖ (обоснование в Приложении 1)

Приложение 1. Аудиторская проверка УК/ТСЖ

Президент Ассоциации АКОН Н.В. Чулочников

0 / 300