Сергей Креков: «Стратегия развития ЖКХ-2030» для Министерства ЖКХ
Первым шагом на пути к наведению порядка, развитию и формированию рынка управления многоквартирными домами (МКД) должна стать «Стратегия развития ЖКХ-2030», реализовать которую предстоит специально созданному профильному Министерству ЖКХ.
О том, как сделать правила игры понятными, честным и прозрачными, а также создать действительно конкурентную среду лидер профсоюза ЯУправдом Сергей Креков рассказал в своем выступлении на форуме «ЯУправдом», прошедшем 23 ноября 2025 года на «Ярмарке УК».
В основе Стратегии – гармоничное развитие всех трех способов управления многоквартирными домами, закрепленные в «Жилищном кодексе». Это управляющие компании (УК), ТСЖ, а также непосредственная форма управления.
Примечательно, что каждая из форм соответствует конкретному ценовому сегменту. В случае ТСЖ речь как правило идет о премиум классе, УК – работают в массовом сегменте, непосредственная форма выступает в качестве этакого лоукоста.
Однако в нынешних реалиях конкуренции между разными способами управления по факту не существует. Представленная «Стратегия развития ЖКХ-2030» призвана это исправить.
Одним из центральных пунктов Стратегии стала рамочная форма договора управления, в котором появляется сторона заказчика – это представитель собственников, выбранный на общем собрании и уполномоченный заключить договор с управляющей организацией. «Таким образом, на общем собрании собственников (ОСС), мы выбираем не управляющую организацию, а конкретного человека, который заключит договор управления. А также утверждаем тариф. Задача уполномоченного выйти на рынок с утвержденным тарифом, провести переговоры и выбрать управляющих», - поясняет Сергей Креков.
Если собственники не выбрали своего представителя, тогда заказчиком услуг управления становится муниципалитет. Еще один возможный заказчик – застройщик.
Каждый уполномоченный представитель собственников в обязательном порядке должен регистрироваться в органах Росреестра.
Регулировать деятельность ТСН в Стратегии предлагается отдельным отраслевым законом. В нем, в частности, предлагается устранить нынешнюю правовую коллизию двух собраний: общего собрания собственников (ОСС) и собрания членов ТСН. Все решения должны приниматься только на ОСС. А вот кворум по вопросам, не регулируемым жилищными законодательством, может быть определен уставом каждого отдельного товарищества.
Для непосредственной формы управления авторы Стратегии предлагают снять действующие ныне ограничения в 30 квартир. Однако для домов, где количество собственников превышает это число, предлагается сделать обязательным договор с сервисной компанией. В этом договоре должен быть прописан минимальный обязательный перечень услуг, связанных с обеспечением безопасности проживания людей.
Еще один немаловажный пункт «Стратегии развития ЖКХ-2030» – это контроль за деятельностью управляющей организации со стороны собственников. Добиться полной прозрачности можно будет лишь в том случае, если у каждого дома будет отдельный спецсчет. Именно на него будут поступать все средства собственников. Соответственно все финансовые операции по счету наглядно покажут на что, как и когда управляющая организация расходовала полученные средства.
Отдельные положения Стратегии посвящены определению экономически обоснованных тарифов управляющих организаций. «В рыночной экономике для этого есть только один механизм – тендер. И тендерные процедуры действуют у нас сегодня во всех отраслях, но не на рынке ЖКХ», - констатировал Сергей Креков. Тендерные процедуры для определения экономически обоснованного тарифа УК на содержание и ремонт предлагается сделать обязательными. Причем, перечень услуг, которые управляющие обязаны оказывать в рамках этого тарифа, должен быть подвергнут существенному редактированию: в нем стоит оставить лишь самые необходимые услуги, связанные с обеспечением безопасности проживания в МКД.
Наконец, предлагается лишить государственные жилищные инспекции (ГЖИ) нынешнего статуса заказчика-контролера. «По сути, ГЖИ и сегодня не выполняют возложенную на них миссию. Ведь для этого им бы пришлось посадить своего инспектора буквально в каждый дом. Так что я не вижу никакого смысла в этой организации», - отметил Сергей Креков.
Представленный документ – лишь первый шаг на пути к созданию конкурентного и прозрачного рынка управления жилыми домами.
В ближайших планах профсоюза «ЯУправдом» также разработка предложений, касающихся проведения капитального ремонта, обеспечения безопасности домов, вопросов эксплуатации инженерного оборудования и многое другое.
Но уже сегодня очевидно одно: реализовать все имеющиеся предложения без профильного ведомства – Министерства ЖКХ, будет просто невозможно. Потребуется разработка нормативно-правовой базы, системный анализ, контроль. Осуществить это в рамках существующего Министерства строительства и ЖКХ представляется невыполнимой задачей.
Напомним, что осенью этого года представители парламентских фракций на встрече с президентом Владимиром Путиным уже поднимали вопрос о необходимости создания Министерства ЖКХ. Тогда президент пообещал подумать над этим вопросом.
Надеемся, что представленная «Стратегия развития ЖКХ-2030» станет одним из решающих аргументов за создание профильного Министерства.
С текстом "Стратегии развития ЖКХ - 2030" можно ознакомиться в прикреплённом к этому мероприятию файле.
Дополнительные материалы
PDF, 0.37 Mb