Коллективное обращение МОО «ГИГО» и др. специализированных организаций к Президенту РФ - восстановить нарушенные права на ТО ВДГО/ВКГО

Сообщество

11 мая 2023 в 14:48

1406

Президенту Российской Федерации

В.В. Путину

Председателю Правительства

Российской Федерации

Мишустину М.В.

Председателю Совета Федерации

Российской Федерации

Матвиенко В.И.

Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва

Володину В.В.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемый Михаил Владимирович!

Уважаемая Валентина Ивановна!

Уважаемый Вячеслав Викторович!

Настоящим мы, специализированные организации и работающие в них сотрудники, направляем в Ваш адрес коллективное обращение[1] с просьбой восстановить наши нарушенные права.

После резонансных взрывов бытового газа в различных субъектах Российской Федерации 11.12.2017 в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен законопроект № 337041-7 «О внесении изменений в статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации», которым предусматривалось введение единого договора на техническое обслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (далее - ТО ВДГО/ВКГО) в многоквартирных домах (далее – Законопроект).

10.04.2018 Законопроект принят в первом чтении, а профильному комитету предложено представить поправки в срок до 27.02.2023 (с учетом измененных сроков).

В итоге для рассмотрения 27.02.2023 комитету Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству представлен Законопроект, который устанавливал требования к тому, чтобы ВДГО/ВКГО в многоквартирном доме обслуживалось единой специализированной организацией, а требования к ней устанавливались Правительством РФ, по-видимому, путем внесения соответствующих изменений в Правила безопасного пользования газом, утвержденные Правительством РФ от 14.05.2013 № 410 (далее - Правила).

Однако, в Законопроект 16.02.2023 в ходе рассмотрения заседания рабочей группы за четыре дня до второго слушания в Государственной Думе РФ внесены кардинальные поправки в Жилищный кодекс РФ и в статьи 2 и 3 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» об изменении термина «газораспределительная организация» (далее - ГРО), на которые будут возлагаться исключительные права на осуществление деятельности по ТО ВДГО/ВКГО, а Законопроект получил новое наименование - «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» и Жилищный кодекс Российской Федерации», что полностью изменило смысл и суть первой версии законопроекта, прошедшего первое чтение в 2018 году.

Внесение вышеуказанных изменений в текст Законопроекта перед вторым чтением, предусматривающее полную монополизацию деятельности по ТО ВДГО/ВКГО, произведено без каких-либо обсуждений со стороны профессионального сообщества, без общественных слушаний, без должной оценки ФАС России, Минюста РФ и Администрации Президента Российской Федерации.

28.02.2023 Законопроект принят во втором чтении, а уже 01.03.2023, то есть на следующий день, в третьем чтении.

15.03.2023 Законопроект подписан Президентом РФ, а 19.03.2023 опубликован в установленном порядке под названием Федеральный закон от 18 марта 2023 года № 71-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" и Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - Закон).

В связи с вышеизложенным, мы, коллективы профессионального сообщества специализированных организаций Российской Федерации, обращаем Ваше внимание на следующие существенные недостатки принятого Закона:

1. Принятый закон, вводя монополию на осуществление деятельности по ТО ВДГО/ВКГО, не предполагает внесения изменений в Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и не вводит тарифное регулирование указанной деятельности.

Исходя из буквального толкования закона, стоимость технического обслуживания внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах для управляющих компаний/ТСЖ/ЖСК, которая входит в состав платы за ремонт и содержание общего имущества, будет устанавливаться в произвольном размере.

Методические рекомендации, необходимость разработки которых предусмотрена Законом, устанавливают порядок расчета цен лишь для обслуживания внутриквартирного газового оборудования и внутридомового газового оборудования в домовладениях. Стоимость работ по ремонту не регулируется вовсе.

Более того, в настоящее время из открытых источников со стороны представителей Минстроя России[2] доводится информация о том, что вышеуказанные методические рекомендации ФАС России разработать отказывается, и они будут готовиться силами министерства. Судя по докладу представителя Минстроя России, их специалисты не обладают нужными познаниями в разработке подобных методик расчетов.

Данный факт подтверждает наличие несогласованности между профильными и заинтересованными ведомствами и доказывает отсутствие предварительной совместной работы по разработке Закона.

2. Закон противоречит статье 6 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите потребителей», согласно которого изготовитель обязан обеспечивать использование товаров в течение его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых объемах для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течении срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течении десяти лет со дня передачи товара покупателю.

В свою очередь, новый Закон, устанавливая требования об исключительных правах на техническое обслуживание, ремонт и установку бытового газоиспользующего оборудования, лишает права Изготовителя обеспечивать всё вышеизложенное.

Более того, новым Законом в отношении изготовителей и импортеров газового оборудования установлен правовой режим, при котором гарантийный ремонт с произведенным (импортированным) газовым оборудованием может выполняться лишь одной организацией по нерегулируемым ценам. С учетом монопольного положения, вводимого Законом, затраты на гарантийный ремонт по нерегулируемым ценам, определяемым ГРО в произвольном порядке, лягут на изготовителей и импортеров, что приведет к повышению цен на газовое оборудование, продающееся на территории РФ.

3. В настоящее время ВДГО/ВКГО в многоквартирных домах и домовладениях[3] включают в себя, в том числе, газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженных углеводородных газов) резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в одно домовладение, индивидуальные баллонные установки сжиженных углеводородных газов, бытовое газоиспользующие оборудование.

Согласно открытому реестру субъектов естественных монополий ФАС России (http://fas.gov.ru/pages/activity/tariffregulation/reestr-subektov-estestvennyix-monopolij.html) на территории 17 субъектов Российской Федерации: ДНР, ЕАО, Запорожская область, Забайкальский край, Иркутская область, Ленинградская область, ЛНР, Амурская область, Магаданская область, Мурманская область, Приморский край, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Херсонская область, Чукотский АО – в принципе не существует организаций, осуществляющих транспортировку природного газа по газораспределительным газопроводам (ГРО).

Мы обращаем особое внимание на тот факт, что осуществлять ТО ВДГО/ВКГО в 17 субъектах Российской Федерации не сможет никто, что, в свою очередь, поставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, проживающих в газифицированных жилых домах, где используют сжиженный углеводородный газ.

Так, например, 09.03.2023 произошел взрыв газового баллона в жилом многоквартирном доме в г. Чита, располагающемся в одном из тех регионов, где нет ГРО.

4. Согласно официальной позиции Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ причиной принятия Закона является якобы сложившаяся негативная практика оказания услуг по ТО ВДГО/ВКГО иными специализированными организациями, снижение качества оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования в жилищном фонде, рост связанных с этим аварийных ситуаций и происшествий, сложность выявления виновных лиц и их привлечения к ответственности, а также массовый отказ потребителей от заключения соответствующих договоров.

Вместе с тем, каких-либо статистических данных в доказательство вышеуказанной позиции приведено не было.

Инициаторами введения монополизации деятельности, а также лицами, поддерживающими её продвижение и принятие, в обоснование своей позиции не представлено аналитических данных, подтверждающих, что чрезвычайные ситуации произошли на домах, обслуживание в которых проводилось иными, не газораспределительными специализированными организациями.

Учитывая, что подобное решение было принято депутатами Государственной Думы РФ за один день, собрать подобные статистические данные не представляется возможным в принципе.

Более того, согласно информации, опубликованной в сети интернет на официальной странице в социальной сети «Вконтакте» депутатом, председателем комитета по энергетике Государственной Думы РФ П.Н. Завальным, наделить исключительном правом ГРО осуществлять деятельность по техническому обслуживанию предполагалась только на внутриквартирном газовом оборудовании в многоквартирных домах, а причиной добавления в полномочия ГРО еще необходимость обслуживать внутридомовое газового оборудование в домовладениях является ошибкой.

Подобная ошибка также подтверждается со слов Павла Николаевича и «Пахомовым, председателем комитета ЖКХ (в ред. автора цитаты)», которую сейчас необходимо устранять как можно скорее.

5. Установленные нормы в Законе вступают в серьезные противоречия с Конституцией Российской Федерации (далее - Конституция РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Конституции РФ в России гарантируется свобода экономической деятельности и поддержка конкуренции, как составляющие основы конституционного строя Российской Федерации.

В силу ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Предусмотренная Законом передача функций по ТО ВДГО/ВКГО исключительно субъектам естественных монополий лишает граждан права выбора организаций для обслуживания газоиспользующего оборудования, что противоречит ст. 55 Конституции РФ, устанавливающей, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы гражданина.

Более того, Закон предусматривает для жителей г. Москвы необоснованные преференции.

Внесенные Законом изменения в пункт 11 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, устанавливают, что в субъекте Российской Федерации – городе федерального значения Москве могут быть установлены особенности организации ТО ВДГО/ВКГО, тогда как граждане других субъектов будут лишены таких особенностей (прав) какие будут у граждан, проживающих в городе Москве.

Подобные преференции жителям Москвы противоречат ст. 19 Конституции РФ, которая гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства. Государство, вопреки принятому Закону, должно гарантировать равенство прав и свобод гражданина и запрещать любые формы ограничения прав граждан независимо от места жительства.

Причин, по которым жители г. Москвы наделяются исключительными преференциями, кроме той, что якобы на территории г. Москвы находится много разного, технически сложного оборудования, при обсуждении и принятии закона приведено не было.

Таким образом, на территории г. Москвы будет продолжать функционировать конкурентный рынок технического обслуживания газового оборудования, тогда как на территории всей остальной страны подобные организации прекратят свою работу.

Объективных причин, по которым специализированные организации, осуществляющие свою деятельность на территории г. Москвы, лучше и безопаснее выполняют свою работу в отличии от специализированных организаций в Московской, Ивановской, Кировской, Нижегородской и пр. областях, при принятии закона также не приведено.

6. В 2013 году Верховный Суд Российской Федерации в своем решении от 10.12.2013 по гражданскому делу № АКПИ13-826 с учетом позиции Федеральной антимонопольной службы России указал, что осуществление ТО ВДГО/ВКГО только ГРО ограничивает количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в этой сфере, что приводит к устранению с данного рынка услуг субъектов малого и среднего предпринимательства и способствует снижению качества предоставляемых услуг.

В ходе рассмотрения вышеуказанного дела также были представлены заключения от ФАС России и генеральной прокуратуры РФ о недопустимости монополизации обслуживания газового оборудования.

Однако, и после принятия решения Верховного суда РФ попытки обратной монополизации рынка оказания услуг по ТО ВДГО/ВКГО неоднократно предпринимались как со стороны инициатив депутатов Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, так и со стороны Минстроя России.

Но необходимо отметить, что вышеуказанные инициативы поддерживались исключительно представителями группы компаний «Газпром» и получали отрицательные отзывы от экспертных сообществ, Федеральной антимонопольной службы России и Администрации Президента.

В 2022 году на обсуждениях рабочей группы в Государственной Думе РФ звучали предложения о введении лицензирования в отношении специализированных организаций, что положительно было воспринято со стороны как участников рынка, так и со стороны иных федеральных органов исполнительной власти.

Однако, указанные предложения не получили дальнейшего развития, а выводы Верховного Суда РФ не были учтены при принятии закона.

7. Закон подписан Президентом РФ 15 марта 2023 года и вступает в силу с 01 сентября 2023 года, соответственно, с указанного периода 4500 малых предприятий, в которых трудится около 30-40 тысяч сотрудников, которые, в свою очередь, имеют многолетнюю практику работы в указанной узкоспециализированной сфере деятельности и которые являются квалифицированными работниками и зарекомендовали себя как надлежащие, добросовестные исполнители работ, окажутся на грани банкротства.

Более того, большинство сотрудников, а в частности, инженерно-технический персонал, имеют профильную аттестацию и обучение, и прекращение деятельности специализированных организаций повлечет за собой массовые увольнения специалистов, их недовольство и лишение имеющихся социальных благ и гарантий.

Тысячи работников по всей стране, у которых на иждивении имеются несовершеннолетние дети, нетрудоспособные члены семьи, в том числе мобилизованные родственники, останутся без работы и заработной платы в то время, когда в Российской Федерации с учетом сложной финансово-экономической обстановки принимаются все возможные меры поддержки для сохранения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также рабочих мест.

Указанные выше специалисты в большей части поменяют свою профессию, и Российская Федерация навсегда потеряет подобных высококвалифицированных специалистов.

Текущая деятельность специализированных организаций должна закончиться 01 сентября 2023 года, соответственно, подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что принятый Законом переходной период в 5 месяцев (апрель-август включительно) чрезвычайно мал для такой резкой передачи всех полномочий по техническому обслуживанию газового оборудования в газораспределительные организации, а также мал для плавного сокращения штатной численности специализированных организаций, не являющихся ГРО, и (или) переориентации их на иные рынки труда и занятости.

Учитывая изложенное, специализированные организации со всех регионов Российской Федерации путем подачи настоящего коллективного обращения просят Вас воспользоваться своим правом и внести законодательную инициативу о необходимости отложить принятие Закона на срок до 01.01.2025 с целью тщательной проработки всех деталей и ошибок, обсуждения его профессиональным сообществом, а также для создания более спокойного и плавного периода расторжения договорных отношений с действующими потребителями у специализированных организаций и заключением новых с газораспределительными организациями.

Ответственные лица, действующие в качестве представителей специализированных организаций Российской Федерации, и их контактные номера телефонов:

- Митюшин С.Ю. +7 (499) 393-393-6

- Кошурников И.А. +7 (953) 677-1234

Ответ на обращение просим предоставить в электронном виде на следующие адреса электронной почты:

- info@rasgo.ru;

- info@oblbytgaz.ru

Инициаторы обращения:

МОО «ГИГО» ___________ /Митюшин С.Ю.

ООО «Облбытгаз» ___________ /Жуйков А.А.

ООО «Теплотехника» ____________/Пархоменко А.В.

ОАО «Рубин-Сервис» ____________/Усенко С.Н.

ООО «ТЕПЛО СЕРВИС 37» ____________/ Мастраков Д.Е.

04.04.2023

Специализированные организации

(подписные листы прилагаются)

Лист подписи в поддержку коллективного обращения от специализированных организаций Российской Федерации

Ознакомившись с текстом коллективного обращения от 03.04.2023, инициаторами которого являются МОО «ГИГО» (г. Москва), ООО «Облбытгаз» (Кировская область), ООО «Теплотехника» (Краснодарский край), ОАО «Рубин-Сервис» (Тамбовская область), ООО «ТЕПЛО СЕРВИС 37» (Ивановская область), я _______________________________[4], как руководитель специализированной организации _______________________[5] (___________________________[6]), обладающий правом действовать от имени юридического лица, а также работающий у меня коллектив в количестве ____ [7] ед., полностью и безоговорочно поддерживаем обращение, присоединяемся к заявленным требованиям и просим внимательно и тщательно рассмотреть, не допустив нарушения наших прав.

Руководитель

_______________/_______________

м.п.

[1] Бланк подписей прилагается на отдельных листах

[2] совещание в Совете Федерации от 27.03.2023

[3] Согласно действующей терминологии Правил

[4] Указывается ФИО руководителя

[5] Указывается название юридического лица

[6] Указывается регион осуществления деятельности

[7] Указывается количество единиц в штате на текущую дату