Жизнь «под ключ»: почему нужен fit-out

Интервью

02 декабря 2022 в 10:59

295

Коммерческий директор группы компаний Sinteza Александр Шнурко — о рынке fit-out услуг в России

Спрос на услуги по комплексному обустройству пространств, включая проектирование и меблировку, ежегодно растет на рынке как коммерческой, так и жилой недвижимости. Коммерческий директор группы компаний Sinteza Александр Шнурко рассказал «Ъ-Коммерческая недвижимость», с какими вызовами сталкиваются игроки рынка услуг fit-out, какие компании переживут кризис и как они компенсируют уход из России иностранных заказчиков.

— Рынок услуг fit-out в России начал развиваться еще в 2000-е годы. Как бы вы оценили эту сферу сегодня? Насколько она изменилась?

— Услуги по обустройству пространств «под ключ» — от проектирования до комплектации мебелью — становятся все более востребованными среди наших заказчиков. Мы реализуем проекты жилой и коммерческой недвижимости для строительных, нефтяных, газовых, транспортных, IT и других компаний и видим запрос на комплексные решения у игроков рынка из разных сфер экономики. В жилищном строительстве, например, усиливается тренд на квартиры с отделкой и частичной меблировкой. В основном это характерно для ЖК бизнес-класса и выше, но и в сегменте «комфорт» высокий спрос на такие квартиры.

В объектах коммерческой недвижимости, в частности офисной, качественная отделка и комплектация удобной мебелью имеют решающее значение. В условиях дефицита кадров работодатели стремятся привлечь квалифицированных специалистов, в том числе через комфортные условия работы.

Мы также наблюдаем растущий запрос на эргономику помещений, которую необходимо учитывать в ходе проектирования. Один из продуктов, который мы предлагаем заказчикам в сфере коммерческой недвижимости,— smart-проектирование, в котором мы превращаем исследования и результаты моделирования в стратегию использования пространства. Мы создаем пространства, которые позволяют оптимизировать площади, разместить необходимое количество сотрудников, выстроить эффективную коммуникацию между ними, а также обеспечить высокие результаты работы.

Отличительная черта последних лет — заказчики больше не хотят тратить время и силы, чтобы от и до контролировать свой проект, вникать во все нюансы. Есть дизайн-проект и компания, которая предоставляет услуги fit-out, — все, клиентам достаточно. Такая тенденция связана с ускорением темпа жизни, занятостью людей. Раньше заказчики больше участвовали в обустройстве своих пространств, вникали во все детали вплоть до подбора материалов для отделки.

— В этом году мы столкнулись с новым кризисом, в том числе некоторые иностранные крупные компании объявили о сворачивании бизнеса в России. Как это отразилось на рынке услуг fit-out?

— Конечно, отразилось, но некритичным образом. В сегменте жилья растет спрос на квартиры «под ключ». В то же время в коммерческой недвижимости мы наблюдаем уход многих иностранных компаний из числа потенциальных или реальных заказчиков. Это сказалось и на рынке в целом, и на площадях офисов, но ситуация не тупиковая.

Есть тренд на оптимизацию площадей: многие переезжают в более подходящие по цене помещения. На пике спроса — офисы до 500 кв. м, которые тоже нужно обустраивать, поэтому спрос на услуги fit-out есть. Оставшиеся на рынке компании по-прежнему борются за кадры и стремятся создавать комфортные условия труда. Кроме того, освободившуюся нишу занимают российские компании, в том числе с госучастием. Отдельно стоит сказать про реконструкцию помещений, сданных в эксплуатацию несколько лет назад. Офисы нужно обновлять в среднем раз в пять лет, и сейчас это тоже большой объем заказов.

В итоге количество площадей, которые требуют обустройства «под ключ», если и снижается, то незначительно.

— С какими основными вызовами сегодня сталкиваются компании, которые оказывают услуги fit-out?

— Проекты многих офисов и жилых комплексов создавались два-три года назад с учетом того, что отделочные материалы и мебель будут иностранного производства. Сейчас нарушились цепочки поставок, невозможно найти многие позиции, уже заложенные в проекты. Игрокам рынка услуг fit-out важно выстроить диалог с заказчиком и согласовать альтернативу, которая подходит по цене и качеству. Год назад в премиальном сегменте во внутренней отделке более 70% было импортных материалов, сейчас импорт менее 50% и сильно сокращается.

Также за счет собственного мебельного производства нам чуть проще конкурировать на рынке. Мы заняли эту нишу давно, поэтому трудности не так сильно ощущаем. Наше производство в Подмосковье площадью около 4 тыс. кв. м выпускает продукцию высокого качества. Кроме того, налажены партнерские связи с производителями дверей, фурнитуры, предметов мебели из Белоруссии, что позволяет нам сохранять объемы реализуемых проектов и даже наращивать их.

— Как вы оцениваете уровень конкуренции среди компаний на рынке услуг fit-out в России? Насколько растет качество экспертизы и проектов на этом рынке?

— Поскольку в последние годы увеличивался спрос на услуги fit-out, то и исполнителей становилось все больше. В основном рост пришелся на допандемийный период. Конкуренция была сегментирована: по нишам и опыту работы. Кто-то не справлялся и уходил, а кто-то, наоборот, наращивал объемы. Сейчас конкуренция повысилась. При этом кризис лучше всего переживают компании, у которых качественно отлажены рабочие процессы, работают квалифицированные сотрудники, которых можно оперативно задействовать в проектах.

Заказчики стали особенно обращать внимание на финансовую составляющую. При этом для них важна уверенность, что проект будет реализован так, как было задумано изначально. Иногда сложно совместить оба параметра. Но, я считаю, у нас получается. Максимальная диджитализация процессов обеспечивает серьезную экономию и высокое качество услуг. Мы также проводим небольшие тендеры: размещаем запросы по материалам и ценовым предложениям. Это позволяет оптимизировать работу и выбирать лучшие условия. Кроме того, у нас выстроены отношения с хорошими поставщиками материалов и налажено мебельное производство.

— Считается, что наиболее качественные проекты fit-out реализуются в Москве и Санкт-Петербурге. А как обстоит ситуация в других регионах страны?

— Безусловно, крупные города тянутся за столицей, перенимают тенденции оттуда. В городах-миллионниках популярны квартиры с отделкой «под ключ». Но основная доля принадлежит проектам эконом- и комфорт-классов, отделка в них простая, в соответствующей ценовой категории.

В коммерческой недвижимости в регионах больший запрос на услуги fit-out. Для работающих там компаний тоже актуальна задача привлечения квалифицированного персонала и создания комфортных офисов. Тем не менее для нас удобнее сосредоточиться на Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, пока не выходим на региональные и зарубежные рынки.

— Какие основные тенденции на рынке услуг fit-out в России вы бы выделили?

— Среди основных тенденций можно назвать импортозамещение, рост спроса на комплексный подход к обустройству помещений, цифровизация услуг в нашей сфере и распространение fit-out на проекты бизнес-класса, особенно в жилой недвижимости. Помимо этого растет и перечень услуг компаний, работающих в формате fit-out. Например, у нас это производство и реставрация мебели.

Участники рынка ищут новые возможности для развития, мы не исключение. Так, в октябре этого года Sinteza вошла в состав Coleman Group — одной из ведущих консалтинговых компаний, предоставляющих полный спектр HR-услуг. Теперь мы можем позволить себе новые крупные и интересные проекты — с точки зрения трудоустройства, юридического и финансового сопровождения бригад, подбора и аутсорсинга инженерно-технического, строительного персонала, рабочих и предоставление комплекса fit-out услуг для жилой и коммерческой недвижимости.

— Отличается ли российский рынок услуг fit-out от зарубежного?

— Российские компании адаптируют к местным реалиям общие мировые тенденции: разумный подход к строительству, сохранение ресурсов и природы, повышение качества материалов, используемых при отделке, предоставление fit-out услуг большему числу клиентов. Международные стандарты в этой сфере играют ключевую роль. Но лидеры рынка дополняют опыт, полученный у западных коллег, собственными наработками. Например, у нас есть проектный отдел, который занимается smart-проектированием под требования российских компаний.

— В последние пару лет все чаще идут разговоры о применении зеленых стандартов при строительстве зданий. Наблюдаете ли вы подобную тенденцию на рынке услуг fit-out в России?

— Девелоперы действительно все чаще закладывают в проекты зданий экологически чистые материалы и возможность эффективного расходования ресурсов. Мы в компании применяем сертифицированные материалы, которые соответствуют экологическим и пожарным нормам, а также занимаемся их корректной утилизацией.

Важно отметить, что в жилой недвижимости мы ориентируемся на проекты бизнес-класса и выше, где традиционно делается упор на качество строительства и материалов. В то же время в строительстве жилья экономкласса на первом месте стоит цена, что не всегда совместимо с применением зеленых стандартов. Поэтому мы обычно не берем в работу эту категорию проектов.

— По вашей оценке, как будет в дальнейшем развиваться рынок услуг fit-out и какие факторы будут влиять на эту сферу?

— В текущей ситуации сложно давать прогнозы, однако в итоге рынок придет в равновесие и продолжит развиваться допандемийными темпами. Тенденция к улучшению условий труда и жизни останется, а вместе с ней — и спрос на качественную отделку, комплексные решения в жилой и коммерческой недвижимости. Мы с оптимизмом смотрим в будущее, планируем развиваться в своей нише. В составе Coleman Group у нас появляются дополнительные конкурентные преимущества, и мы можем позволить себе новые крупные и интересные проекты.

Интервью взяла Анастасия Мишина

0 / 300