
В Челябинской области после очередной корректировки территориальной схемы по обращению с ТКО, которую за бюджетный счет разработала специализированная организация, может произойти новый скачок стоимости услуги для потребителей. Такие последствия для региона транслирует местный Минтариф, указывая на спорные решения, продвигаемые Министерством экологии Челябинской области. В частности, в эпицентре внимания специалистов оказалось намерение включить в терсхему сеть мусороперегрузочных станций (МПС), которые, по задумке законодателей, должны способствовать сокращению расходов на транспортировку отходов и, как следствие, снижению стоимости услуги.
Однако на Южном Урале рассчитали, что появление в документе объектов приведет к допрасходам на их содержание, закладываемым в тариф, и в конечном итоге весь позитивный эффект от оптимизации маршрутов будет полностью нивелирован. Более того, по подсчетам Минтарифа, цены могут вырасти от 35% до 90% в зависимости от кластера, а бюджет будет вынужден выделять дополнительные средства, чтобы сдерживать тарифные последствия для населения. В Минэкологии, впрочем, на опасения регулятора пока не реагируют и отказываются исключить сеть МПС из территориальной схемы, как, впрочем, и предоставить обоснование эффективности такого решения.
В обновленный проект терсхемы Челябинской области вошло 10 мусороперегрузочных станций. Ровно половина объектов расположена в Челябинском кластере, еще 1 – в Магнитогорском, по 2 – в Карабашском и в Горном кластерах. Как указывают в Минэкологии региона, их использование позволит оптимизировать маршруты до мест обработки и захоронения.
Однако идея в ходе обсуждения документа вызвала замечания регионального Минтарифа, который обратил внимание, что расходы на эксплуатацию объектов в конечном итоге приведут к прямо противоположному эффекту.
Отметим, МПС эксплуатировались и ранее, но за счет самих перевозчиков, а с 2025 года, согласно постановлению правительства №484, их стало можно включать в тариф при условии, что от этого снизятся расходы на транспорт и соответственно конечный тариф.
В то же время, по расчетам Минтарифа, в 2026 году расходы на транспортирование по сравнению с 2025-м могут значительно вырасти: в Челябинском кластере – на 40%, в Карабашском – на 24%, в Горном – на 22%, а в Магнитогорском – на 10%.
Дополнительно опасения специалистов усиливают данные федеральной системы ФГИС УТКО, где моделируются тарифные последствия. В ней и вовсе зафиксирован рост предельных тарифов (уже для конечных потребителей) на 35% по Челябинскому кластеру, на 28% – по Магнитогорскому, на 14% – по Карабашскому, на 78% – по Кыштымскому, и на 90% – по Горному. Иными словами, вместо ожидаемой экономии регион получает прогноз резкого роста затрат оператора и усиливающегося тарифного давления на население.
В этих условиях Минтариф настаивает, что включение сети в схему необоснованно. По мнению регулятора, затраты на эксплуатацию полностью съедают эффект от сокращения плеча перевозки, и в итоге расходы населения придется компенсировать за счет бюджета. Уже сейчас прогнозируется, что в 2026 году объем субсидий на сдерживание тарифного роста может достичь 1,79 миллиарда рублей, что на 18% выше текущего уровня.
Минэкологии, в свою очередь, как говорят осведомленные наблюдатели, отказывается идти на уступки и объясняет необходимость появления в схеме МПС федеральными нормами. По версии ведомства, использование станций действительно сокращает пробег мусоровозов и расходы на транспортирование, однако в расчетах теперь отражаются и новые статьи затрат, которые раньше в тарифе не учитывались.
«Обоснованность включения в территориальную схему МПС подтверждается снижением расходов на транспортирование в случае использования МПС, а не снижением тарифа регионального оператора в целом. Также в расчете учтены затраты на эксплуатацию МПС, которые ранее не включались в затраты на транспортирование в силу требований нормативных правовых актов, регулирующих расчет НВВ регионального оператора», – говорится в ответе Минэкологии на замечания коллег.
При этом сравнение стоимости (с использованием МПС и без них) ведомство не приводит. Тем не менее если ведомство, как говорят отраслевики, «протащит» объекты в терсхему, регулятор будет обязан учесть их.
Примечательно, что для корректировки терсхемы в этот раз Минэкологии решило обратиться к специализированной организации и заключило госконтракт на 1,5 млн рублей с питерским ООО «НТЦ Инновационных технологий». При этом перед подрядчиком ставилась четкая задача по сокращению НВВ региональных операторов ТКО, но эффект, судя по всему, получился противоположный.
Участники рынка по обращению с отходами в регионе обращают внимание на то, что с МПС связан еще один негативный нюанс, а именно техническое несовершенство объектов. Собеседник «Правды УрФО» в одной из мусороперерабатывающих компаний пояснил, что станции в Челябинской области, как правило, представляют собой просто огороженные территории, где накапливается мусор.
«Суть МПС в том, чтобы аккумулировать отходы с использованием небольшого транспорта, а затем после значительного уплотнения везти их на сортировку и полигон. Для этого необходимо использовать пресс-компактор, который позволяет сжать ТКО до 5 раз, у нас же это делается ковшом экскаватора, из-за чего мусор уплотняется максимум в 2 раза. Поэтому даже если они не включаются в тариф, в таком виде их применение малоэффективно», – добавил менеджер одной из отраслевых компаний региона.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.
Источник: Правда. УрФО
📌 Регистрируйтесь на "Ярмарку УК" через платформу "ОкРОН"
Другие новости категории "Уборка" читайте здесь