
На днях на официальном сайте ФАС появилась информация о том, что из тарифов на текущий год исключено 21,6 млрд рублей необоснованных расходов (по предписаниям только за два года). Эту ситуацию, а также очередное повышение тарифов комментирует Сергей Креков, лидер движения «ЯУправдом».
- Каков, на ваш взгляд, истинный масштаб тех самых «придуманных» расходов, которые утяжеляют наш тариф? И что это за расходы, может, вы поясните на каких-то примерах?
- С сожалением приходится констатировать, что масштаб необоснованных расходов ограничен лишь жадностью коррумпированных чиновников, задействованных в процессе утверждения тарифов ЖКХ. Показательно, что на днях вопрос обоснованности повышения тарифов взял под личный контроль Генеральный прокурор России Игорь Краснов. Из этого заявления следует простой вывод, что ФАС России не справляется с возложенной на него функцией контроля, и прокуратура проконтролирует того, кто контролирует тарифы. С учетом того, что мы имеем дело с масштабной коррупцией, которой поражена вся структура и ветви власти, особой веры в решение проблемы необоснованного роста тарифов ЖКХ нет.
Отдельно хочу отметить еще один факт, что коррупция позволяет не только произвольно устанавливать тарифы, но и все расходы с ними связанные включить в размер индексации, которую оплатят граждане России!
Вот конкретный пример того, как работает эта схема. «СКР подозревает, что в 2007–2014 гг. три топ-менеджера передавали взятки чиновникам Коми во главе с бывшим губернатором Вячеславом Гайзером в обмен на выгодные тарифы на тепло- и электроэнергию и другие льготы и преференции. Взятки давались как в денежной форме (на сумму более 800 млн руб.), так и в виде 36% акций «Коми энергосбытовой компании», которая перешла в собственность аффилированного с чиновниками офшора. По указанию Ольховика чиновникам было выплачено не менее 177 млн руб., Вайнзихера – не менее 89 млн руб., установил СКР.» - источник «Ведомости».
В марте 2019 года в интервью телеканалу НТВ глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев заявил: «Граждане в большинстве своем по большинству коммунальных позиций давно переплачивают больше 100% себестоимости. И все эти разговоры, что мы какие-то там убогие, недоплачиваем этим коммунальным монстрам, — это все чушь собачья. Мы давно им все переплачиваем. Они на это дело содержат различного рода рестораны, дома отдыха для себя, охотничьи заимки», — сказал он.
Согласно проведенному нами исследованию коммунальных тарифов за период 2020 – 2024 годов, темп роста тарифов на отопление составил 45%, а размер платы за содержание и ремонт вырос на 15%, то есть в три раза меньше! Очевидно, что в конкурсе лоббистов победили производители тепла!
Более того, в Оренбургской области за этот же период максимальный процент роста тарифа за теплоснабжение составил 176,28%!!!
Интересный факт состоит в том, что существует опубликованная методика, руководствуясь которой устанавливают коммунальные тарифы на тепловую энергию. Однако понять, на основании какой методики они индексируются возможности нет, из-за её отсутствия. Существуют только предельные индексы, которые устанавливает правительство и которые превышать нельзя, но можно, если очень нужно. Так, например, в Кемерово и Новокузнецке два года подряд поднимали коммунальные тарифы на 15% сверх установленных Правительством России пределов.
Проблема тарифообразования и последующей индексации требует пересмотра, а вместе с ней изменения самого принципа, на котором это тарифообразвание базируется – кто больше дал у того и выше тариф!
- Можно ли говорить о том, что между индексацией тарифов и ростом долга населения по коммуналке - прямая связь? Проще говоря: пока тарифы будут поднимать, продолжит увеличиваться и долг? Есть ли выход из этого замкнутого круга (списание части долгов, заморозка индексации и т.п.)?
- Не просто можно, а нужно говорить. Поскольку именно рост задолженности является основной причиной роста тарифов ЖКХ. ФАС России заявил, что необходимость индексации коммунальных тарифов обусловлена следующими причинами: «Возникновение кассовых разрывов в условиях необходимости исполнения своих производственных программ, соблюдение необходимого уровня надежности и качества предоставляемых услуг, а также выполнения мероприятий инвестиционных программ, неизбежно повлекут привлечение ресурсоснабжающими организациями заемных средств. Таким образом, снижение уровня запланированной индексации платы граждан за коммунальные услуги и тарифов может усугубить положение таких организаций.»
И самая большая проблема не в том, что этот замкнутый круг неплатежей формирует кассовый разрыв и что это приводит к необходимости индексировать тарифы. Проблема состоит в том, что темпы роста задолженности и индексации увеличиваются по экспоненте, поскольку нам необходимо компенсировать выпадающие доходы, а также компенсировать рост издержек и расходы на модернизацию коммунальной инфраструктуры.
Долги населения за ЖКХ в период 2020-2024 годов:
· в октябре 2020 года – 625 миллиардов рублей
· в первом квартале 2021 года - 747,8 миллиардов рублей
· в первом квартале 2022 года - 804,4 миллиардов рублей
· в первом квартале 2023 года - 876,4 миллиардов рублей
· в первом квартале 2024 года достигли почти 900 миллиардов рублей
Рост задолженности за период 2020-2024 годов составил 275 миллиардов рублей или 44%. В то же время, согласно нашим данным, тарифы на услуги ЖКХ выросли за этот же период в среднем на 34%. Вывод: долги растут большими темпами, чем индексируются тарифы. И списание долгов эту проблему не решит, их и так списывают по истечении трех лет в случае невзыскания.
Государству необходимо вмешаться в процесс списания долгов населения за потребленные коммунальные ресурсы, а именно - выкупать и заниматься их реструктуризацией. В сложившихся обстоятельствах другого варианта нет, вопрос задолженности населения и роста тарифов ЖКХ — это уже политический вопрос, а не отраслевой.
Необходим фундаментальный пересмотр самой модели, по которой работает отрасль поставки коммунальных ресурсов и модели её тарифного регулирования. По-другому эти проблемы не решить.
- Как выводится базовый индекс роста платы за ЖКУ, из каких расчетов складывается конечная цифра? Есть ощущение, что она уже давно существует в отрыве от реальности. И уж совершенно точно не соотносится с доходами людей. В этом году базовый индекс достиг десятилетнего максимума. Куда же еще повышать - возникает вопрос?
- Как формируются тарифы в России? Если объяснить немного упрощенным языком, выглядит это так:
1. Мы суммируем расходы на производство коммунального ресурса и делим между потребителями так, чтобы покрыть его производство. В результате, чем больше населения на этой территории, тем ниже тариф, за счет меньшей доли постоянных затрат на единицу поставленного ресурса. Таким образом, при прочих равных, формируется диспропорция в тарифах по регионам и внутри них.
2. При установлении тарифов платежеспособность населения не учитывается, как фактор. Наши исследования это очевидно доказывают. Таким образом, мы программируем задолженность, не принимая во внимание способность граждан платить.
Сочетание первого и второго фактора — это гремучая смесь, которая приводит к тому, что на территории, где проживает мало людей, устанавливаются высокие тарифы, с высокий долей вероятности провоцирующие неплатежи.
Еще одной странностью тарифообразования является тот факт, что при расчете некоторых коммунальных тарифов неплатежи являются частью себестоимости произведенных коммунальных ресурсов, которые включены в тариф и должны быть оплачены теми, кто платит.
Выходом из сложившейся ситуации могло бы быть установление экономически обоснованного тарифа из расчета прямых затрат на выработку единицы энергии, но это сломает всю систему, в которой тарифы ЖКХ являются квазиналогом, взымаемого с населения, проживающего на подконтрольной территории.
Печальный итог тарифного регулирования в том, что производители и поставщики коммунальных ресурсов не имеют мотивов работать над эффективностью производства, снижать потери на сетях, вкладывать средства в модернизацию, безумные тарифы всё равно согласует коррумпированный чиновник. Главное - договориться, а потребитель оплатит любые "хотелки". Те же, кто не может платить, создают долги, которые не только угрожают развитию всей сферы ЖКХ и экономики в целом, но и создают условия для дестабилизации государства.
Источник: https://dzen.ru/
📌 Прими участие в "Ярмарке УК" - выставка PRO управление недвижимостью
Другие новости категории "Мнения" читайте здесь.