Ассоциация АКОН против доминирующего положения ГБУ «Жилищник»

АКОН

27.11.2024 в 16:54

166

Заявление о вступлении в дело в качестве соистца

В производстве Арбитражного суда города Москвы находится дело № А40-250840/24-17-1702 по заявлению ИП Крекова С.С. к Правительству г. Москвы, Федеральной антимонопольной службе об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии со ст. 46 АПК РФ процессуальное соучастие допускается, если:

1) предметом спора являются общие права и (или) обязанности нескольких истцов либо ответчиков;

2) права и (или) обязанности нескольких истцов либо ответчиков имеют одно основание;

3) предметом спора являются однородные права и обязанности.

Заявитель полагает, что вправе вступить в дело в качестве соистца, поскольку предметом спора являются однородные права и обязанности.

Ассоциация АКОН поддерживает исковые требования ИП Креков и дополнительно заявляет следующее.

В Ассоциацию АКОН поступило обращение ее члена – ТСЖ «Серебряный квартет» (выписка из реестра членов Ассоциации АКОН прилагается) о том, что его права и интересы нарушаются Правительством города Москвы, путем установления тарифов на содержание и ремонт многоквартирных домов существенно ниже экономически-обоснованной, что создает угрозу банкротства и невозможность работать (обращение прилагается).

Ассоциация АКОН, в соответствии с п. 3.3 главы 3 Устава Ассоциации, имеет право в соответствии с действующим законодательством РФ представлять и защищать законные права и интересы своих членов в органах государственной власти.

Таким образом, обращение в Арбитражный суд Ассоциации АКОН за защитой прав и интересов ее членов является правомерным.

По мнению Ассоциации АКОН, со стороны Правительства города Москвы имеются факты нарушения действующего антимонопольного законодательства, выраженные в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами в городе Москве. Фактом является то, что Правительство Москвы своим Постановлением устанавливает тарифы на содержание и ремонт жилого помещения. Эти тарифы ниже рыночных и экономически обоснованных. В доказательство ниже приводится информация о тарифах и ценах из договоров управления с товариществами собственников жилья (далее по тексту – ТСЖ) и коммерческими управляющими компаниями (далее по тексту – УК).

Например, в месяц с одного квадратного метра жилого помещения:

ТСЖ «Серебряный квартет-3», ИНН 7734230561, размер платы - 79 руб. 40 коп.; ТСЖ «Миракс парк», ИНН 7729650345, размер платы - 55 руб. 81 коп.

ООО «Ивко-2000 Эксплуатация Недвижимости», ИНН 7730586119, адрес дома пр-кт Ленинский, д. 111, к. 1, размер платы - 65 руб.96 коп.

В районах Московской области, граничащих с Москвой, тариф выше, чем в аналогичных домах Москвы. Размер платы для 9-этажного многоквартирного дома с 1 лифтом, мусоропроводом и всеми видами коммунальных услуг (без газоснабжения) в г. Москве составляет 35,11 руб./кв.м. жилого помещения в месяц. Для сравнения: Ленинский г.о. - 45,08 руб/кв.м.; Мытищи г.о. -39,12 руб./кв.м., Химки - 49,66 руб./кв.м., г.о. Красногорск - 36,43 руб./кв.м.; г.о Одинцово - 40,25 руб./кв.м.; г.о. Долгопрудный - 39,09 руб./кв.м.; Балашиха г.о. 42,66 руб./кв.м., Котельники г.о. - 44,22 руб./кв.м., Пушкинский г.о. - 43,52 руб./кв.м., Королев г.о. - 48,43 руб./кв.м., Реутов г.о. - 50,09 руб./кв.м. Таким образом среднее значение тарифа по 11 городским округам Московской области составляет 43,50 руб./кв.м., (превышение на 23,91%, по сравнению с Москвой).

По данным ЕМИСС среднемесячная зарплата за 9 мес. 2024 г. в Москве 144139,07 руб. что выше, чем в Московской области, где она составляет 90275,54 руб.

По экспертной оценке, проведенной Ассоциацией АКОН в 2024 году, зарплата составляет в тарифе не менее 50% и должна оказывать существенное влияние на величину тарифа. В рассматриваемом случае не наблюдается эта зависимость: зарплаты в Москве выше, чем в Московской области, а тариф ниже. Соответственно, тариф на содержание и ремонт жилого помещения, устанавливаемый Правительством Москвы, экономически не обоснован, занижен.

Таким образом, Правительство Москвы установило монопольно низкую цену на содержание и ремонт жилых помещений в г. Москве. Согласно ст. 7 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» монопольно низкой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Из-за заниженных тарифов деятельность ГБУ «Жилищник» убыточна. Для предотвращения банкротства ГБУ «Жилищник» выделяются субсидии из бюджета города на управление и эксплуатацию жилого фонда, например, в 2023 году размер субсидии только ГБУ «Жилищник ЗелАО», согласно распоряжению Правительства Москвы от 11.04.2023 № 176-рп, составил 9 195 240,29 руб. (копия распоряжения прилагается). Другие хозяйствующие субъекты рынка обслуживания жилых домов Москвы (УК и ТСЖ) в подобных обстоятельствах банкротятся и уходят с рынка, не имея возможности получать субсидии из бюджета.

Таким образом Правительство Москвы создает заведомо дискриминационные условия, что запрещено Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», нарушает принципы рыночной экономики, базирующиеся на открытой конкуренции, закрепленные в Конституции РФ.

Согласно п. 8 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Таким образом, Правительство Москвы устанавливает и поддерживает монопольно низкую цену и создает дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов, работающих на рынке управления многоквартирными жилыми домами в Москве с целью захвата этого рынка. Доказательством является то, что доля ГБУ «Жилищник» на рынке управления многоквартирными жилыми домами в Москве с 2019 по 2024 год увеличилась (по кол-ву на 15,9 тыс. домов или на 175,87%. В том числе, прирост с 2023 по 2024 год составил по кол-ву на 448 многоквартирных домов или 1,82%, а по площади на 5,9 млн. кв.м. или на 3,42%).

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.

По мнению Ассоциации АКОН Правительство Москвы нарушает нормы Указа Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», а именно:

пп. з п. 3 – определить в качестве основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции: недопустимость государственного регулирования цен (тарифов), осуществляемого посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня на конкурентных товарных рынках, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

пп. а п. 4 – определить основополагающими принципами осуществления деятельности федеральных органов исполнительной власти: а) запрет на введение и (или) сохранение ограничений, создающих дискриминационные условия в отношении отдельных видов экономической деятельности, производства и оборота отдельных видов товаров, оказания отдельных видов услуг, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 34 ч. 2 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 10, 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ст. 46, ч. 5 п. 1 ст. 135 АПК РФ, ст. 34 Конституции РФ

ПРОШУ:

1. Признать Ассоциацию АКОН (ИНН 9724057336) соистцом в деле № А40-250840/24-17-1702 по заявлению ИП Крекова С.С. к Правительству г. Москвы, Федеральной антимонопольной службе об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

2. Дополнить исковые требования к Правительству г. Москвы от Ассоциации АКОН:

· запретить выдавать субсидии ГБУ «Жилищник»;

· наложить административный штраф на Ответчика в соответствии со ст. 14.31 КоАП РФ за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.

Президент Ассоциации АКОН

Н.В. Чулочников