Чем выше тариф, тем больше долг!

АКОН

24.06.2024 в 10:54

226

Тарифы на ЖКХ не повышали полтора года. С 1 июля 2024 года в среднем по стране они вырастут на 9,64 процента. Для сравнения - с 2017 по 2021 год ежегодная индексация ни разу не достигла планки в 5 процентов, а в 2022 году повышение в общей сложности (тогда тарифы повышали два раза за год) составило 10,7 процента.

Больше всего тарифы вырастут в Забайкалье - на 15 процентов, меньше всего - в Хакасии - всего 4 процента. В Москве - на 11 процентов.

На наши вопросы ответил лидер движения «Народный жилищный инспектор» Сергей Креков:

Насколько обоснованной и посильной для граждан вы считаете такую индексацию?

– С учётом того, что последняя индексация проводилась в декабре 2022 года и весь 2023 год действовал мораторий на индексацию сама идея необходимости индексации тарифов ЖКХ выглядит обоснованной, но ключевая проблема не в том, что нам необходимо увеличивать стоимость коммунальных ресурсов из-за роста издержек по их производству. Ключевой вопрос – это сама величина установленных государством тарифов.

Напомню, заявление бывшего главы ФАС Игоря Артемьева в 2019 году: «Граждане в большинстве своем по большинству коммунальных позиций давно переплачивают больше 100% себестоимости, и все эти разговоры, что мы какие-то там убогие, недоплачиваем этим коммунальным монстрам - это все чушь собачья».

С того времени ничего не поменялось. То есть, с одной стороны, нельзя не признать, что коммунальные тарифы необходимо индексировать, а с другой - сами тарифы не имеют экономического обоснования.

С учетом того, что Росстат отчитывается о неуклонном росте доходов граждан России и принимая во внимание мораторий на индексацию прошлого года, данный рост тарифов ЖКХ не должен вызвать особых проблем.

Однако для малоимущих граждан индексация тарифов ЖКХ может оказаться неподъёмной. В первую очередь, речь идёт о пенсионерах. Так, например, у нас есть регионы, в которых средневыплачиваемая пенсия сопоставима с ежемесячным коммунальным платежом за однокомнатную квартиру.

Безусловно, в таких случаях должна помочь субсидия, которую предоставляет государство на оплату услуг ЖКХ. Однако на практике всё не так просто:

1. уже оформленную субсидию могут отменить за несвоевременные оплаты в период её действия.

2. В случае наличия у Вас просуженной судебной задолженности, Вам откажут в получении субсидии, это правило также распространяется на судебные приказы, которые УК и РСО могут получить по письменному запросу в суде без каких-либо разбирательств.

3. Нередки случаи, когда в квартире с пенсионерами прописаны их дети, которые не имеют возможности предоставить справку о доходах и финансово родителям никак не помогают. На этом основании отказывают в назначении субсидии.

4. Для определения размера выплачиваемой субсидии в каждом регионе утверждена своя методика, суть которой в том, что фактические расходы который несет гражданин, имеющий право на получение субсидии, не принимаются во внимание. Расчет субсидии производится исходя из так называемых региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, с учетом .

В результате фактическая сумма коммунального платежа может быть 10 000 рублей, а размер субсидии будет определён, исходя из рассчитанной по утвержденной методике величины коммунальной платы, которая составляет порядка 4 000 рублей. При этом государство компенсирует сумму, превышающую 22% от совокупного дохода семьи (федеральный стандарт). Таким образом, если пенсионер получает пенсию 10 000 рублей, то он получит в качестве субсидии 1 800 рублей, что не окажет существенного влияния на способность таких категорий граждан своевременно оплачивать коммунальные расходы, как следствие - они наращивают долг, из-за этого теряют субсидию, а сформированная ими просроченная задолженность по факту никогда не будет выплачена.

На что регулятор обращает внимание, когда устанавливает величину индексации по каждому из регионов?

– Эта информация оглашению не подлежит. За годы общественной деятельности и взаимодействия с государственными органами получить ответ на этот вопрос я не смог. Единственное, что разгласил ФАС в одном из официальных ответов мне, что «Расчет тарифов предусматривает их установление на уровне, обеспечивающем регулируемой организации получение планируемого объема выручки от оказания услуг по регулируемому виду деятельности в размере, необходимом для возмещения экономически обоснованных расходов, а также учета в структуре тарифов, налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.»

Простыми словами ответ ФАС звучит так: «Тарифы на коммунальные услуги устанавливаются в размере, необходимом ресурсоснабжающей организаций для производства коммунального ресурса, а индексация призвана покрыть кассовые разрывы, возникающие при росте затрат и задолженности за поставленные коммунальные ресурсы.»

Интересна в данном случае позиция премьер-министра России Михаила Мишустина на встрече с главой ФАС Максимом Шаскольским: «Что касается уровня оплаты коммунальных ресурсов, электроэнергии, вы абсолютно верно сказали: он должен быть экономически обоснованным. Чтобы найти баланс между интересами поставщиков услуг и крупными промышленными, другими предприятиями и людьми, гражданами, кто потребляет эти ресурсы».

Мы много лет обращаемся в Правительство России с предложением проводить индексацию тарифов ЖКХ с учетом способности граждан её оплатить. Нами был составлен рейтинг комфортности коммунальных тарифов, который формируется по доле расходов на коммунальные услуги от средней зарплаты в регионе. На основании его данных мы предлагали в регионах с наименьшей долей повышать тарифы большими темпами, а в регионах с большей долей замедлять индексацию тарифов ЖКХ. Поскольку очевидно, что если жители региона не могут оплатить повышение тарифов, то резко начинают расти долги.

Поможет ли индексация преодолеть износ инфраструктуры или лишь покроет инфляционные издержки ресурсоснабжающих организаций?

– Если внимательно изучить утвержденные методики установления тарифов, то станет ясно, что в тарифной составляющей, часть тарифа – это деньги, которые должны идти на ремонт и модернизацию коммунальной инфраструктуры. То есть рост тарифа увеличит объем расходов, которые должны пойти на эти цели только на величину индексации, что неспособно принципиально изменить ситуацию с износом коммунальной инфраструктуры, а если принять во внимание тот факт, что никто не контролирует факт целевого расходования этих средств, то шансов на изменение ситуации с износом сетей за счет индексации тарифов нет!

Кроме того, задолженность за услуги ЖКХ в 1-ом квартале 2023 года достигла 876,4 миллиардов рублей, её рост составил более 8%, и фактически индексация тарифов в 2024 году не в полном объеме компенсирует выпавший объем средств, недополученный РСО из-за роста долгов. Речи о компенсации им за счет индексации инфляционных издержек не идёт.

С учетом всех этих обстоятельств износ инфраструктуры будет только нарастать.

Ожидаете ли рост неплатежей по ЖКХ?

– Очевидно, да!

Во-первых, те, кто сейчас должны за потребленные коммунальные ресурсы и являются должниками, продолжают их потреблять и не платить. Следовательно, при росте тарифов их долг также начнет становиться больше из-за роста начислений, которые делают УК и РСО.

Во-вторых, объективно появятся новые неплательщики из числа тех, для кого данный рост окажется непосильным, а механизм субсидирования не помог справиться с возросшими платежами.