«Мусорному законодательству» пора на свалку

Прошедшие мероприятия

24.05.2024 в 16:11

165

Полную версию мероприятия Вы можете прослушать здесь: https://vk.com/podcast-195331700_456239084

Проблемы с организацией вывоза мусора в Москве и Московской области констатируют участники рынка. Не проработанные нормативно правовые акты, и морально устаревший ФЗ № 89 который регулирует деятельность регионального оператора, приводят к неразберихе и убыткам для управляющих компаний. С финансовыми сложностями сегодня сталкивается даже городской монополист – ГБУ «Жилищник».

До 2022 года в Москве был иной показатель для нормативов накопления отходов в зависимости от количества прописанных лиц в квартире, в новых нормативах накопления отходов, действующих на территории города ушли от старой системы и производят вычисления образования отходов исходя из площади квартиры (без учтёте лоджий и балконов), - констатирует старший менеджер по контролю отдела операционного сопровождения группы «Комфорт» Кирилл Орлов.

По его словам, при новом подходе управляющим компаниям (УК) предоставляется возможность самостоятельно решать какой способ учета объема будет более приемлем для нужд объекта управления, производит расчет согласно действующим нормативам накопления отходов, или исходя из фактического образования отходов (при соблюдении ряда требований, прописанных в 505 постановлении Правительства РФ).

Однако при выборе способа учета объема, могут возникнуть проблемы, связанные с многими факторами, от балансодержателя площадки, до количества образователей отходов и применимым к ним нормативов накопления отходов.

В зависимости от региона, и установленных нормативов накопления отходов в данном регионе, образование отходов на бумаге может разнится, возьмем к примеру Московскую область и г. Москву. В Москве на 1 кв. действует норматив 0,104 куб. м ТКО в год. При этом в соседнем регионе МО, норматив предусмотрен иной 0,086 куб. м ТКО в год и 0,0028 куб. м КГО в год. Фактически норматив различается на 8,9 % или на 0,01 куб. м в год с 1 кв. м, с чем связано такое расхождение нормативов накопления отходов не понятно. Остальное приходится на коммерческие помещения. До начала действия в Москве регионального оператора (РО), управляющие компании балансодержатели контейнерных площадок (КП), могли самостоятельно заключать договоры на вывоз отходов с образователями отходов находящихся в домах под их управлением, также самостоятельно производить расчеты с данными отход образователями в зависимости от их фактического образования отходов, К сожалению многие крупные коммерческие организации особенно сетевые магазины («Пятерочка», «Магнит», «Дикси» и т.д., пользуются всеми возможными способами сократить свои расходы на вывоз ТКО и переложить их на плечи жильцов и управляющих компаний, целенаправленно отказываются от своих личных площадок которые они использовали ранее, и заключают нормативные договоры с РО, что приводит к фактическому повышению затрат балансодержателя КП, к который был прикреплен данный отхдообразователь, данная ситуация вызывает много негатива со стороны жителей домов, очень много в адрес УК приходит обращений от жителей, «почему я должен платить за мусор который образуют коммерческие помещения»

При этом, если среди владельцев коммерческих помещений оказывается, например, супермаркет, то количество мусора существенно превышает расчетные нормативы.

«Если на каких-то наших объектах мы видим перенакопление мусора, то в первую очередь обращаем внимание на коммерцию. Если от них слишком много мусора, то надо ориентировать их на собственную контейнерную площадку», - отмечает Кирилл Орлов.

Дабы управляющим компаниям не терпеть убытки из-за перенакопленного мусора, необходимо проводить фото и видео фиксацию, а также составлять соответствующие акты. Собрав необходимый пакет документов, УК следует обратиться к регоператору с просьбой перезаключить договор на более выгодных условиях.

По словам нашего спикера, наиболее удобной практикой в нынешних условиях является заключение договора на норматив накопления отходов.

Парадоксально, но факт: система работы управляющих с регоператорами, действовавшая до 2022 года, на практике оказывалась куда продуктивнее нынешней. Участники рынка отмечают, что раньше УК сами могли решать, какой норматив применить, исходя из реальной ситуации. Более того, система позволяла им даже немного зарабатывать на перенакоплениях, возникающих за счет коммерческих площадей. Также УК могли сами принимать решение снабдить тот или иной объект дополнительными контейнерами при необходимости.

«Необходимо изменить способы конрактации. У потребителя должен быть выбор, с кем заключить договор. Сейчас это можно сделать только с регоператором. Я бы добавил сюда еще и балансодержателя. Это дало бы больший простор для маневра», - предлагает Кирилл Орлов.

Но даже возврат к прежней практике эксперты считают лишь половинчатой мерой. Как констатировали участники рынка: нынешнее законодательство, регулирующее обращение с отходами, на сегодняшний день уже устарело и не отражает действительной практики, складывающейся «на земле».

«Я бы сказал, что лучше и вовсе пересмотреть практику заключения прямых договоров. Большинство организаций, которые относиться к кафе, барам, супермаркетам, продуктовым магазинам, промтоварным магазинам, доставкам, выгодно заключать договор на заведомо заниженный норматив накопления отходов и производить накопление отходов на контейнерные площадки управляющих компаний. К сожалению, с каждым годом они начинают этим злоупотреблять все сильней, отказываются от своих собственных площадок в пользу площадок общего пользования, при этом они не несут никакой финансовой или юридической ответственности перед балансодержателями площадок общего пользования, балансодержатель площадки в данный момент является единственным звеном в имеющейся цепи передачи отходов, которое несет постоянные убытки и оплачивают все перевывозы и штрафы», - резюмирует Кирилл Орлов.

Ассоциация АКОН принимает до 18.00 (мск) 30.05.2024 г. предложения управляющих компаний и ТСЖ по корректировке положений ФЗ № 89, Постановление Правительства РФ от 3 июня 2016 г. N 505, а также соответствующих нормативно-правовых актов г. Москвы с целью выявления противоречий учета ТКО формирующих убытки управляющих МКД на почту: expert@acon.pro