
В преддверии торжественной церемонии CRE Awards 2022 мы решили вспомнить о лауреате премии прошлого года. В категории лучший федеральный средний торговый центр 2021 года победил KazanMall в г. Казань. Сегодня мы поговорим об этом объекте с автором концепции всех общественных зон торгового центра и основательницей архитектурного бюро KMarchitects Манохиной Ксенией.
- Ксения, cкажите, почему именно ритейл? Что привлекло вас работать в этом направлении? Как вы начинали?
Ой, как-то все само собой закрутилось. Помню, еще в 2000х я поняла, что заниматься дизайном мне интереснее, работая над крупными объемами. Я ходила по довольно унылым и однотипным торговым центрам с галереями, застеленными одной и той же плиткой формата 60х60, видела какие-то вычурные решения потолков с любимыми в то время перепадами высот, дешевые яркие декоративные материалы. Помню, это было время алюкобонда, цветного стекла и ярких сэндвич панелей на фасадах. В то время я и начала задумываться, что здесь в ритейле непаханое поле, и я точно могу сделать торговые центры лучше и комфортнее, как для посетителей, так и для арендаторов, ведь все заинтересованы находится в гармоничном и качественном пространстве. Мы даже подготовили с друзьями архитекторами брошюру с описанием наших услуг, провели аналитику, собрали список из более 200 объектов на разной стадии воплощения, начали искать контакты для рассылки, но нашим мечтам не суждено было свершится так быстро.
Наступил 2008 год со своим кризисом, все наши задумки так и остались на бумаге. Я же, решив провести кризисное время с пользой, быстро собрала чемодан и улетела повышать квалификацию в столицу дизайна Милан. Там я окончила магистратуру, познакомившись за два года с огромным количеством талантливейших архитекторов и дизайнеров, а также значительно расширила свой кругозор в этой сфере, посещая европейские выставки и различные объекты. В 2010 году я вернулась в Россию и сразу же устроилась на работу в ведущее международное бюро Chapman Taylor, которое является мировым лидером в сфере проектирования объектов ритейла. И здесь понеслась работа. Помню все, как в тумане. Работала на износ, было очень интересно, а главное, я могла воплощать все свои идеи на реальных крупных объектах, проектами которых я руководила. Через какое-то время я поняла, что могу уже самостоятельно вести такую работу и открыла свое бюро через несколько лет. - Что вас привлекает в торговых объектах? Это же довольно специфическое направление Вы знаете, в архитектурной среде, как правило, проектирование торговых центров не считалось чем-то выдающимся и уж тем более и рядом не стояло с так называемой высокой архитектурой. Всегда считалось, что это довольно утилитарные объекты. Наверное, это отношение пришло с тех времен, когда здания были похожи на коробки с большим количеством декоративных приемов, выполненных из дешевых материалов. До сих пор цветная шашечка из сэндвич-панелей на фасадах любима некоторыми проектировщиками (смеется). Кто-то негативно относится к подобным проектам, считая, что это чистый бизнес, торговля. Но в реальности торговые центры играют немаловажную роль в формировании городской среды, особенно они актуальны в спальных районах, где с появлением нового объекта значительно повышается уровень комфорта и, даже, безопасности. Семьям удобно проводить там время, ведь появляется новый формат развлечений, есть куда пойти с детьми, провести время всем вместе с пользой. Меня очень вдохновил пример «КалинаМолл» во Владивостоке, проект которого делало мое бюро. Очень быстро непопулярный район облагородился, превратился в центр притяжения горожан, а также большого количества туристов из Китая, Кореи. Благодаря этому объекту во Владивосток пришли многие бренды, которые были недоступны до этого жителям региона. Покупка вещей превращалась в сложные схемы заказов через интернет, челноков с дорогостоящей доставкой или самостоятельными поездками в Азию на шоппинг.
Также меня очень вдохновляет, что больше и больше в мире появляется нестандартных объектов ритейла, которые проектируют именитые архитекторы, создавая уникальные фасады и интерьеры. Все больше внимание уделяется комфорту посетителей, общественным зонам, создается новый опыт шоппинга, посетителю предоставляются интересные способы время препровождения, процент торговых площадей снижается от 70% до 50%, отдавая все больше пространства для зон отдыха, мест проведения мероприятий и выставок, детских площадок и прочих общественных пространств. Торговые центры вынуждены конкурировать с онлайн платформами, создавая определенный опыт для покупателя, который интереснее, чем просто быстрые покупки через интернет. Именно такими же принципами, я руководствовалась, проектируя общественные зоны в KazanMall. Мы постарались привнести в проект все самое лучшее.
- Расскажите подробнее о KazanMall, ведь жюри при выборе победителя обращала внимание на архитектурную концепцию и интерьеры торгового центра?
Это, наверное, мой самый любимый проект, я вложила в него много души и бессонных ночей. Для меня каждый проект, как ребенок, который сначала долго вынашиваешь в голове, а потом вкладываешься максимально и трудишься, чтобы он родился красивым и функциональным и радовал людей.
Еще так совпало, что KazanMall получил разрешение на ввод в эксплуатацию в мой день рождения. Бессонные ночи были из-за очень ограниченного срока, который у нас был на проект и реализацию. Ведь время и деньги тут самые важные показатели. Чем быстрее проект будет воплощен, тем быстрее он начнет окупаться. Поэтому очень часто нас архитекторов ставят в условия авральной работы. На концепцию интерьеров мест общего пользования площадью 15 000 кв. м у меня было всего 2 месяца, что означало примерно два дня на придумывание самой идеи по каждой зоне, а остальное время занимают чертежи, моделирование, 3д визуализация. Наверное, это не совсем верный подход, когда на строительство объекта тратится несколько миллиардов, а его внешний вид разрабатывается в такие кратчайшие сроки без времени на подумать. Обычно закладывается больше времени, но в конкретном случае девелопер проекта ошибся с выбором дизайнеров и потерял примерно год.
А нам, собственно, пришлось экстренно исправлять ситуацию. Но нам это привычно, такая ситуация часто случается на рынке, где не так много профессионалов в сфере коммерческой недвижимости. Почти каждый второй заказчик приходит к нам, имея неудачный опыт за спиной.
- Расскажите поподробнее о проекте? В чем основная «фишка» интерьеров? Какие необычные идеи вы воплотили?
Самое важное, к чему я стремилась, это создать максимально гармоничное пространство, в котором покупателям будет комфортно находится долго. Ведь большинство покупок происходит спонтанно незапланированно, иногда люди просто приходят в торговый центр встретиться и перекусить, а уходят с полными пакетами покупок. Тут надо помнить и о мужчинах, которые не прочь посидеть на удобной лавочке со встроенным usb в ожидании своих дам на шоппинге, и о детях, которым тоже должно быть не скучно. Поэтому мы уделили много внимания зонам отдыха, озеленению торгового центра, комнатам заботы для родителей с детьми. Весь торговый центр выполнен в довольно сдержанной цветовой гамме, я больше склонялась к натуральным материалам и фактурам – дерева, камня. Это давно стало трендом в Европе. На фоне нейтральных интерьеров гораздо выигрышнее смотрятся витрины магазинов, а также в таких пространствах ничего не напрягает. Из основных «фишек» я бы отметила дизайн атриумов и дихроичную пленку, которую мы использовали для отделки стеклянных балюстрад и ограждений эскалаторов. Пленка переливается всеми цветами радуги и привлекает взгляды. Первое время, по словам местных жителей, все только и говорили об этих балюстрадах. Это решение еще и очень фотогеничным оказалось, люди стали устраивать фотосессии на фоне атриумов, размещать много фотографий с соцсетях с хештегами KazanMall. Это важный элемент привлечения новых посетителей путем такой рекламы в соцсетях.
В центральном атриуме мы спроектировали инсталляцию из вихревых фонтанов, которые полюбили как взрослые, так и дети. И опять же, эти элементы стали частым сюжетом фото и видео в соцсетях. Колонны обрамляющие атриумы тоже были необычно декорированы металлической оболочкой с подсветкой и перфорацией, которая растягивается на все этажи. Этот эффект как бы облегчил массивные колонны, они будто исчезают на верху, превращаясь в светящиеся объекты.